На основании Федерального закона от  29.12.2012 г. (№273-ФЗ), на территории Российской Федерации закреплено право каждого человека на получение образования.  В законе «Об образовании» так же указано, что получить образование могут все дети, вне зависимости от ограничений возможностей их здоровья. На 01.01.2018г.  детей с ОВЗ до 18 лет в Российской Федерации — 655 000,0 , это 5,6 % от общего числа инвалидов. С каждым годом этот процент растет. Увеличивается количество новорожденных детей с низкой массой тела (недоношенностью), что зачастую сочетается с недоразвитием органов и систем организма. Неблагоприятная экологическая обстановка, недостаточно здоровый образ жизни населения и генетические предрасположенности увеличивают риск рождения детей с врожденными пороками развития. Сравнительно меньший количественный показатель имеют приобретенные нарушения. Обеспечить общий доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия их индивидуальных возможностей и образовательных потребностей способно инклюзивное образование.

Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включенность». Инклюзивное образование (фр. Inclusif -включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)

Инклюзивное образование — организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах.  В таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками — это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие.

Существует восемь принципов инклюзивного образования:

  • ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  •  каждый человек способен чувствовать и думать;
  •  каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • все люди нуждаются друг в друге;
  • подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  •  все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  •  для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  •  разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

 На начало учебного 2020-2021 года количество обучающихся (ОВЗ) в школе, нуждающихся в специальных условиях для получения образования, составляет до 17 человек.

ЗПР — 3, нарушение речи – 2 человека, нарушение зрения — 2, вариант I — 8 человек,   вариант II – 2 человека.

Специальные условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

  •  наличие индивидуальных образовательных программы (АООП);
  • наличие  специально организованной безборьерной среды;
  • технические средства обучения;
  •  учёт темповых особенностей ребёнка и его работоспособности при проведении уроков и занятий;
  •  проведение индивидуальных  корекционно-развивающих занятий; 
  • учебные пособия, учебники.
Что такое инклюзивное образование
Модель инклюзивного образования (постоянная полная интеграция)
План мероприятий по реализации Модели Инклюзивного образования на 2021-2022 учебный
Специалисты сопровождения обучающихся с ОВЗ

 

Федеральные нормативные документы:

Конституция Российской Федерации – высший нормативный правовой акт РФ. Принята народом РФ 12.12.1993г. Вступила в силу со дня официального опубликования 25.12.1993г.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998г. № 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013г.) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Закон Российской федерации от 24 ноября 1995г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Региональные  нормативные документы:

Нормативно-правовые акты Красноярского края регламентирующие получение образования обучающимися с овз и инвалидностью
Порядок разработки АОП
О формировании учебных планов 2015
Письмо Министерства Образования Об организации специальных условий
Письмо об утверждении концепции развития инклюзивного образования в Красноярском крае на-2017-2025-годы
План мероприятий по реализации инклюзивного образования в Красноярском крае на-2017-2025-годы
Приказ министерства образования Красноярского края от 26 августа 2015 г. N 48-11-04

 

Муниципальные  нормативные документы:

Таблица распределения технологий инклюзивного образования
Образование детей с ОВЗ
ПМПК

 

Локальные  акты школы

Приказ об утверждении положений
Положение об организации инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ
Положение об адаптированной образовательной программе

 

Методические рекомендации:

Методические рекомендации по работе с детьми с ОВЗ
Методические рекомендации по выявлению эффективных практик
 Методические рекомендации по проведению консультативно диагностической работы
Методические рекомендации Развивающий уход за детьми с ТМНР
 Методические рекомендации. Взаимодействие специалистов общеобразовательных организаций с родителями
Организация специальных условий для детей с ОВЗ
Разработка и реализация ИОП