На основании Федерального закона от 29.12.2012 г. (№273-ФЗ), на территории Российской Федерации закреплено право каждого человека на получение образования. В законе «Об образовании» так же указано, что получить образование могут все дети, вне зависимости от ограничений возможностей их здоровья. На 01.01.2018г. детей с ОВЗ до 18 лет в Российской Федерации — 655 000,0 , это 5,6 % от общего числа инвалидов. С каждым годом этот процент растет. Увеличивается количество новорожденных детей с низкой массой тела (недоношенностью), что зачастую сочетается с недоразвитием органов и систем организма. Неблагоприятная экологическая обстановка, недостаточно здоровый образ жизни населения и генетические предрасположенности увеличивают риск рождения детей с врожденными пороками развития. Сравнительно меньший количественный показатель имеют приобретенные нарушения. Обеспечить общий доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия их индивидуальных возможностей и образовательных потребностей способно инклюзивное образование.
Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включенность». Инклюзивное образование (фр. Inclusif -включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)
Инклюзивное образование — организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах. В таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками — это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие.
Существует восемь принципов инклюзивного образования:
- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- каждый человек способен чувствовать и думать;
- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- все люди нуждаются друг в друге;
- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
На начало учебного 2020-2021 года количество обучающихся (ОВЗ) в школе, нуждающихся в специальных условиях для получения образования, составляет до 17 человек.
ЗПР — 3, нарушение речи – 2 человека, нарушение зрения — 2, вариант I — 8 человек, вариант II – 2 человека.
Специальные условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
- наличие индивидуальных образовательных программы (АООП);
- наличие специально организованной безборьерной среды;
- технические средства обучения;
- учёт темповых особенностей ребёнка и его работоспособности при проведении уроков и занятий;
- проведение индивидуальных корекционно-развивающих занятий;
- учебные пособия, учебники.
![]() |
Что такое инклюзивное образование |
![]() |
Модель инклюзивного образования (постоянная полная интеграция) |
![]() |
План мероприятий по реализации Модели Инклюзивного образования на 2021-2022 учебный |
![]() |
Специалисты сопровождения обучающихся с ОВЗ |
Федеральные нормативные документы:
Региональные нормативные документы:
Муниципальные нормативные документы:
![]() |
Таблица распределения технологий инклюзивного образования |
![]() |
Образование детей с ОВЗ |
![]() |
ПМПК |
Локальные акты школы
![]() |
Приказ об утверждении положений |
![]() |
Положение об организации инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ |
![]() |
Положение об адаптированной образовательной программе |
Методические рекомендации: